hi boy
Журнал «Уголь»

РЫНОК УГЛЯ


Оригинальная статья

 

УДК 658.8:622.33:622.85 © И.А. Мамедова, Е.И. Павлова, В.Ю. Савченко-Бельский, Е.В. Черпакова, 2019

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 12-2019 /1125/

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-12-50-54

 

Название

Эколого-экономические аспекты развития инфраструктуры доставки угля потребителям

 

Авторы

Мамедова И.А., канд. экон. наук, доцент кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», 127994, г. Москва, Россия, e-mail: irada-mamedowa@mail.ru

Павлова Е.И., канд. экон. наук, профессор, профессор кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», 127994, г. Москва, Россия, e-mail: elenaivanovna@bk.ru

Савченко-Бельский В.Ю., доктор экон. наук, профессор, профессор кафедры «Управление транспортными комплексами» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 109543, г. Москва, Россия, e-mail: s-b_v@mail.ru

Черпакова Е.В., канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Международный транспортный менеджмент и управление цепями поставок» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», 127994, г. Москва, Россия,

e-mail: cherpakovae@inbox.ru

 

Аннотация

Рост объемов экспорта угля обусловливает необходимость развития инфраструктуры железных дорог и портов. Угольные грузопотоки ориентированы в основном на восточное направление. Большие расстояния перевозки увеличивают стоимость угля для конечного потребителя. Низкие тарифы на перевозку угля снижают заинтересованность ОАО «РЖД» в инвестировании в инфраструктурные объекты на пути доставки угля. Ограниченная пропускная способность железных дорог и портов отрицательно повлияет на развитие угольной отрасли. Необходимы экономичные и экологичные решения мирового уровня по пылеподавлению на угольных терминалах и железнодорожных станциях.

 

Ключевые слова

Рынок угля, инфраструктурные ограничения, тарифы, понижающие коэффициенты, угольная пыль, пылеподавление, эколого-экономическая и социальная эффективность.

 

Список литературы

1. World Coal Association – With coal consumption expected to increase, the need for low emission technologies has never been greater [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldcoal.org/coal-consumption-expected-increase-need-low-emission-technologies-has-never-been-greater (дата обращения: 15.11.2019).

2. Ricketts B. Coal Industry across Europe / 6th edition. EUROCOAL: European Association for Coal and Lignite, 2017. P. 18.

3. Ожерельева М.В. Прогнозирование перевозок каменного угля железнодорожным транспортом // Вестник транспорта. 2017. № 4. С. 30-32.

4. Хусаинов Ф.И. Тарифы на перевозки угля: сохранять ли кросс-субсидирование? // РЖД-Партнёр. 2016. № 18. С. 16-17.

5. Хусаинов Ф.И., Ожерельева М.В. Влияние железнодорожных тарифов на конкурентоспособность угольной отрасли // Наука и техника транспорта. 2016. № 4. С. 54-59.

6. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности за январь-декабрь 2017 года // Уголь. 2018. № 3. С. 58-73. DOI: 10.18796/0041-5790-2018-3-58-73. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/032018.pdf (дата обращения: 15.11.2019).

7. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, сентябрь 2017.

8. Japan Coal Energy CentrePromotion of Clean Coal Technology Development [Электронный ресурс]. URL: http://www.jcoal.or.jp/eng/work/04/ (дата обращения: 15.11.2019).

9. Ключевые параметры крупнейших специализированных угольных портовых терминалов в мире // Экcперт Online [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/ratings/klyuchevyie-parametryi-krupnejshih-spetsializirovannyih-ugolnyih-portovyih-terminalov-v-mire/ (дата обращения: 15.11.2019).

10. Clean Coal Technologies in Japan. Technological Innovation in the Coal Industry [Электронный ресурс]. URL: https://b-ok.org/book/562448/ad15da (дата обращения: 15.11.2019).

11. Перевести все угольные терминалы на закрытую перевалку рискованно с точки зрения долгосрочных задач экономики – стивидор // Морские вести России. 20.07.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=72815 (дата обращения: 15.11.2019).

12. Водяная пушка для пылеподавления может работать при сильных морозах, если предусмотреть в ней снежный режим – конференция «Морских портов» // Морские вести России. 26.01.2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=68851 (дата обращения: 15.11.2019).

 

Для цитирования

Эколого-экономические аспекты развития инфраструктуры доставки угля потребителям / И.А. Мамедова, Е.И. Павлова, В.Ю. Савченко-Бельский, Е.В. Черпакова // Уголь. 2019. №12. С. 50-54. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-12-50-54.

 

Информация о статье

Поступила в редакцию: 24.08.2019

Одобрена рецензентами: 17.10.2019

Принята к публикации: 06.11.2019

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью: «Эколого-экономические аспекты развития инфраструктуры доставки угля потребителям», авторы: Мамедова И.А., Павлова Е.И., Савченко-Бельский В.Ю., Черпакова Е.В.

 

Рецензент

Линник В.Ю., доктор экон. наук, профессор кафедры Экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе ГУУ.

 

В представленной на рецензию статье рассмотрены актуальные экономические и экологические вопросы, связанные с перевозкой и перегрузкой угля в цепях поставок потребителям. В России уголь остается важной составляющей экспорта. Широко обсуждаемый в настоящее время вопрос о возврате РЖД надбавки к тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в условиях конкурентного рынка вызвал возражение со стороны угольных компаний. Повышение тарифов на перевозки угля может привести к экономической нецелесообразности его экспорта. Приводимые в статье сведения убедительно обосновывают остроту проблемы. Доводы авторов подтверждены статистическими данными.

Экономика тесно переплетается с экологическими проблемами перевозки и перевалки угля, и последние получили широкий общественный резонанс. Они стали предметом рассмотрения на правительственном уровне, его обсуждают депутаты Государственной Думы на парламентских слушаниях. Ситуация с углем, сложившаяся в портах Дальнего Востока, рассматривается как экологическая катастрофа. Это позволяет заключить, что представленная статья имеет высокую степень актуальности. В статье отражены направления экологической модернизации при перегрузке и хранении угля в российских морских портах, передовые природоохранные технологии. Ставится вопрос о переходе на закрытый способ перевалки пылящих грузов.

Авторами подняты экономические, экологические и социальные вопросы доставки угля и рассмотрен опыт Японии по их решению. Научный уровень статьи – высокий, ей присуща научная новизна. Аргументация авторов основана на статистическом материале, в подтверждение приводятся ссылки на авторитетные источники. Статья структурирована.

В заключение представлен подход к оценке экономической эффективности природоохранных мероприятий, с учетом социальной и экологической составляющих. Проанализированные вопросы и пути их решения подтверждают теоретическую и практическую ценность представленной статьи. Выполненное исследование предоставит импульс для дальнейших исследований в рассматриваемой авторами области.

Статья по содержанию и объему соответствует предъявляемым требованиям. Стиль изложения – научный, материал изложен с обоснованием, логично. Установленные требования по оформлению материалов рукописи в данной работе полностью соблюдены.

Полагаю, что представленная на рецензию статья заслуживает публикации в научном издании, в частности, в журнале «Уголь».

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК



Свежий выпуск
Партнеры