hi boy
Журнал «Уголь»

ЭКОНОМИКА


Оригинальная статья

 

УДК 338.911:331.012:658.155:622.33(470) © Ж.К. Галиев, Н.В. Галиева, 2020

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 2-2020 /1127/

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-2-43-47

 

Название

Конкурентоспособность крупных угледобывающих предприятий

 

Авторы

Галиев Ж.К., доктор экон. наук, профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление промышленными регионами» Института Экономики и управления промышленными предприятиями НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, e-mail: galiev@msmu.ru

Галиева Н.В., канд. экон. наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление промышленными регионами» Института Экономики и управления промышленными предприятиями НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия

 

Аннотация

Топливно-энергетический комплекс характеризуется достаточной устойчивостью функционирования по сравнению с другими производственными комплексами российской экономики. Согласно Энергетической стратегии в топливно-энергетическом комплексе на пересчете на условное топливо наименьшие удельные капитальные вложения приходятся на долю угольной промышленности. Развитие крупных угледобывающих предприятий характеризуется соответствующими положительными финансово-экономическими показателями: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами согласуются с нормативными значениями; имеет место высокий уровень рентабельности продукции и рентабельности продаж. Конкурентное преимущество крупных угледобывающих предприятий, определенное по методическому подходу Ламбена Ж., обеспечивается меньшим значением себестоимости единицы продукции и высокой отпускной цены по сравнению с показателями предприятий-конкурентов.

Инновационное развитие в угольной промышленности, обеспечивающее снижение себестоимости единицы продукции для формирования межотраслевой конкурентоспособности, может быть осуществлено крупными предприятиями, извлекающими значительные прибыли и способные финансировать работу в области научных исследований и опытно-конструкторских работ.

 

Ключевые слова

Угледобывающие предприятия, конкурентоспособность, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, себестоимость продукции, отпускная цена, рентабельность продукции, инновация.

 

Список литературы

1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Минэкономразвития России. 30 сентября 2019. 101 с. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/2019093005 (дата обращения: 15.01.2020).

3. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности России за январь-декабрь 2018 года // Уголь. 2019. № 3. С. 64-79. DOI: 10.18796/0041-5790-2019-3-64-79.

3. Бухгалтерская отчетность ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» за 2017 год. Электронный эколог E-ECOLOG.RU [Электронный ресурс]. URL: https://e-ecolog.ru/buh/2017/4205049090 (дата обращения: 15.01.2020).

4. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «Распадская» за период с 01 января по 31 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raspadskaya.ru/investor/accounting_statements/accounting_statements1/ (дата обращения: 15.01.2020).

5. Галиева Н.В., Галиев Ж.К. Экономика и менеджмент информационных систем. М.: МИСиС, 2018. 231 с.

6. Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Корпоративный финансовый учет. М.: МИСиС, 2019. 192 с.

7. Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Теоретические аспекты менеджмента на горнодобывающих предприятиях // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. №9. С. 227-231.

8. Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Экономико-теоретические аспекты маркетинга на горнодобывающих предприятиях // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. №12. С.180-186.

9. Шеремет А.Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2014. №45 (396). С. 2-10.

10. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб.: Наука, 1996. 589 с.

11. Стратегический менеджмент. СПб.: Питер, 2007. 496 с.

12. Friederich M.C., Van Leeuwen T. A review of the history of coal exploration, discovery and production in Indonesia: The interplay of legal framework, coal geology and exploration strategy // International Journal of Coal Geology. 2017. Vol. 178. P. 56-73.

13. Lin J., Kahrl F., Liu X. A regional analysis of excess capacity in China’s power systems // Resources, Conservation and Recycling. 2018. Vol. 129. P. 93-101.

14. Wolfram P., Wiedmann T. Electrifying Australian transport: Hybrid life cycle analysis of a transition to electric light-duty vehicles and renewable electricity // Applied Energy. 2017. Vol. 206. P. 531-540.

15. Samuelson P.A., Nordhaus W.D. Economics. McGraw-Hill Companies Inc, 2011. 620 p.

16. McConnell C.R., Brue S.L., Flynn S.M. Economics. Principles, Problems and Policies. McGraw-Hill Companies Inc, 2012. 540 p.

17. Mankiw N.G., Taylor M.P. Economics. Gengage Leaming EMEA, 2011. 460 p.

 

Иллюстрации

Конкурентное преимущество по Ж.Ж. Ламбену

 

Для цитирования

Галиев Ж.К., Галиева Н.В. Конкурентоспособность крупных угледобывающих предприятий // Уголь. 2020. №2. С. 43-47. DOI: 10.18796/0041-5790-2020-2-43-47.

 

Информация о статье

Поступила в редакцию: 08.08.2019

Одобрена рецензентами: 19.10.2019

Принята к публикации: 20.12.2019

 

РЕЦЕНЗИЯ

на статью: «Конкурентоспособность крупных угледобывающих предприятий», авторы: Галиев Ж.К., Галиева Н.В.

 

Рецензент

Умнов В.А., доктор экон. наук, профессор, декан экономического факультета ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет».

 

Представленная на рецензию статья посвящена обоснованию конкурентоспособности крупных угледобывающих предприятий в современных рыночных условиях функционирования хозяйствующих субъектов.

На примере предприятий угольной промышленности АО «УК «Кузбассразрезуголь» и ПАО «Распадская» на основе коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами определена финансовая деятельность рассматриваемых крупных угольных предприятий, которая соответствует предъявляемым требованиям и обеспечивает коммерческое доверие кредитных организаций в финансовые возможности угольного предприятия.

Высокий уровень рентабельности продукции характеризует при прочих равных условиях эффективность применяемой технологии на предприятии и высокий уровень качества продукции. Межотраслевое конкурентное преимущество характеризует рентабельность активов предприятия на рассматриваемых угольных предприятиях.

В статье рассмотрено внутренне конкурентное преимущество крупных угледобывающих предприятий с применением и использованием методического подхода Ж. Ламбена. Конкурентное преимущество крупных угледобывающих предприятий, определенное по методическому подходу Ж. Ламбена, обеспечивается сопоставительным значением себестоимости единицы продукции и отпускной цены по сравнению с показателями предприятий-конкурентов. Рассмотрены различные ситуации в функционировании угольных предприятий: стратегия дифференциации, стратегия лидерства по издержкам.

Научная ценность рассматриваемой статьи заключается в предлагаемом методическом положении обоснования конкурентоспособности крупных угледобывающих предприятий и направлений стратегического инновационного развития. Проведенный анализ деятельности угольных предприятий имеет актуальное практическое значение.

Статья «Конкурентоспособность крупных угледобывающих предприятий» может быть опубликована в журнале «Уголь».

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК



Свежий выпуск
Партнеры