ВОПРОСЫ КАДРОВ
Оригинальная статья
УДК 622:378.046.4 © В.П. Пономарев, А.Л. Пучков, 2023
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 1-2023 /1163/
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-1-46-50
Название
Новая парадигма подготовки управленческих кадров горнопромышленной отрасли
Авторы
Пономарев В.П., Доктор экон. наук, профессор, приглашённый профессор, председатель АК
по программам MBA MINING&METALS и DBA IN TECH Горного института НИТУ «МИСиС», 119048, г. Москва, Россия
Пучков А.Л., Канд. экон. наук, доцент МВА, директор Центра развития передовых компетенций отраслевых лидеров НИТУ МИСИС,119048, г. Москва, Россия, e-mail: mbamining@msmu.ru
Аннотация
Подготовка управленцев высшего звена – это один из самых сложных образовательных технологических процессов, реализация которого возможна только на основе объединения усилий академического, профессионального, экспертного и бизнес сообществ. Для горнопромышленной отрасли важное значение имеет гармоничное сочетание профессиональных, надпрофессиональных, инженерно-технологических и управленческих компетенций действующих и будущих руководителей. Исторически развитие российского бизнес-образования осуществлялось на основе партнерских отношений и по стандартам ведущих западных бизнес-школ. В тоже время нельзя не учитывать в условиях конфликта между Западом и Востоком наличие других трендов развития экономических отношений, новых моделей, новых укладов, которые неизбежно проявятся при развитии партнерских отношений России и Востока. В этом плане образовательные программы бизнес-образования становятся инструментом «мягкой силы», который может быть использован для трансляции нового уклада в бизнес-сообщество, а также для формализации новых вызовов перед государством. Предложенные авторами некоторые взгляды в части модельной реализации новых экономических отношений и их проекция в образовательное пространство подготовки специалистов высшего управленческого звена на примере горнодобывающей отрасли способствует гармонизации новых производственных отношений.
Ключевые слова
Горная промышленность, подготовка кадров, дополнительное профессиональное образование, управленческие кадры, бизнес-образование, экономический уклад, планирование, бизнес, государство.
Список литературы
1. Puchkov L.A., Petrov V.L. The system of higher mining education in Russia // Eurasian Mining. 2017. No 2. P. 57–60.
2. Petrov V.L. Analytical review of the training system for mining engineers in Russia // Mining Science and Technology (Russian Federation). 2022. Vol. 7. Is. 3.
3. Казанин О.И., Сергеев И.Б. Подготовка современного горного инженера: задачи университетов и профессиональных сообществ // Горный журнал. 2017. № 10. С. 75-80.
4. Черникова А.А., Петров В.Л. Подготовка горных инженеров в российских исследовательских университетах // Горный журнал. 2015. № 8. С. 103–106.
5. Vercheba A.A. Personnel training for the mining and geological sector of Russia // Mining Science and Technology (Russian Federation). 2021. No 6. P. 144–153.
6. Петров В.Л., Крупин Ю.А., Кочетов А.И. Оценка качества профессионального образования в горно-металлургической отрасли: новые подходы // Горный журнал. 2016. № 12. С. 94–97.
7. Захаров В.Н., Кубрин С.С. Цифровая трансформация и интеллектуализация горнотехнических систем // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2022. № 5-2. С. 31—47. DOI: 10.25018/0236_1493_2022_52_0_31.
8. Петров В.Л., Кузнецов Н.М., Морозов И.Н. Управление спросом на электроэнергию в горнопромышленном секторе на основе интеллектуальных электроэнергетических систем // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2022. № 2. С. 169–180. DOI: 10.25018/0236_1493_2022_2_0_169.
9. Скопинцева О.В., Баловцев С.В. Управление аэрологическими рисками угольных шахт на основе статистических данных системы аэрогазового контроля // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2021. № 1. С. 78—89. DOI: 10.25018/02361493-2021-1-0-78-89.
10. Technogenic mineral accumulations: Problems of transition to circular economy / M.N. Ignatyeva, V.V. Yurak, A.V. Dushin et al. // Mining Science and Technology (Russian Federation). 2021. No 6. P. 73–89.
11. Куликова Е.Ю., Конюхов Д.С. Мониторинг риска аварий при освоении подземного пространства // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2022. № 1. С. 97–103. DOI: 10.25018/0236_1493_2022_1_0_97.
12. Vavenkov M.V. VR/AR technologies and staff training for mining industry // Mining Science and Technology (Russian Federation). 2022. No 7. P. 180–187. DOI: 10.17073/2500-0632-2022-2-180-187.
13. Kim M.L., Pevzner L.D., Temkin I.O. Development of automatic system for unmanned aerial vehicle (UAV) motion control for mine conditions // Mining Science and Technology (Russian Federation), 2021. No 6. P. 203–210.
14. Kuznetsov N.M., Morozov I.N. Behaviour of electric drive of roller-bit drilling rig swivel head with fuzzy control // Mining Science and Technology (Russian Federation). 2022. 7. P. 78–88.
15. Формирование навыков безопасных действий у работников с использованием технологий виртуальной реальности / А.Н. Машнюк, В.И. Михайлов, Г.Е. Седельников и др. // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2018. № S49. С. 362–374.
16. Казанин О.И., Маринин М.А., Блинов А.М. Профессиональная переподготовка в системе кадрового обеспечения горных предприятий // Безопасность труда в промышленности. 2021. № 7. С. 79-84.
17. Kazanin O.I., Drebenstedt C. Mining education in the 21st century: Global challenges and prospects () Journal of Mining Institute. 2017. No 225. pp. 369–375.
18. Heath C.P.M. The technical and non-technical skills needed by Canadian-based mining companies // Journal of Geoscience Education. 2000. No 48. pp. 5-18.
19. Мясоедов С.П Бизнес-образование в России: история, текущие тенденции, взгляд в будущее // Управленческие науки в современной России. 2014. Т. 1. № 1. С. 4-15.
20. International business education: What we know and what we have yet to develop / A. Klarin, B. Inkizhinov, D. Nazarov et al. // International Business Review. 2021. No 30. 101833.
21. Perryer C., Egan V. Business school accreditation in developing countries: A case in Kazakhstan // Journal of Eastern European and Central Asian Research. 2015. Vol. 2. No 2. P. 12-22.
22. Zhao J., Ferran C. Business school accreditation in the changing global marketplace: A comparative study of the agencies and their competitive strategies // Journal of International Education in Business. 2016. No 9. pp. 62–69.
23. Первая в России бизнес-школа с аккредитацией AACSB. URL:https://ibda.ranepa.ru (дата обращения: 15.12.2022).
24. Лао-Цзы. Дао Дэ Цзин. М.: ООО «Издательство АСТ», 2019. С. 168.
25. Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. Public Affairs, 2004. 191 p.
Для цитирования
Пономарев В.П., Пучков А.Л. Новая парадигма подготовки управленческих кадров горнопромышленной отрасли // Уголь. 2023. № 1. С. 46-50. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-1-46-50.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 10.10.2022
Одобрена рецензентами:30.11.2022
Принята к публикации: 26.12.2022