ГЕОТЕХНОЛОГИЯ
Оригинальная статья
УДК 622.013.3 © Д.А. Цюпа, 2023
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 8-2023 /1170/
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-8-96-100
Название
Методические и методологические составляющие процедуры прогнозной оценки деформаций и смещений в области взаимосвязанного влияния ведения подземных горных работ
Авторы
Цюпа Д.А., Горный инженер, соискатель кафедры «Строительство подземных сооружений и горных предприятий» Горного института НИТУ МИСИС, 119049, г. Москва, Россия, e-mail: sps@misis.ru
Аннотация
В области проведения геомеханических расчетов предлагается использовать модели с так называемым двойным упрочнением, построенные на реализации процедур конечно-элементной апроксимации и анализа. Их предпочтительность по сравнению с модельным представлением Кулона-Мора обусловлена более точными результатами совпадения конечных результирующих данных математического моделирования по сравнению с экспериментальными опытными данными. Использование вышеописанных составляющих при реализации алгоритмического подхода данного модельного представления, позволяет правомерно интерпретировать картину складывающейся геомеханической обстановки. Эта интерпретация связана с возникновением и формированием зон упрочнения на основе изотропного сжатия, что является следствием комплексного проявления процессов в ее контуре от изотропного сдвига и сжатия при их одновременных проявлениях. Наличие данных фрагментов дает возможность определить количественные величины и проследить характер распределения пластических деформаций, а также размер этой зоны.
Ключевые слова
Геомеханические ситуации, математическое моделирование, упругое пластическое деформирование, тоннельные сооружения, метод конечных элементов, технологии подземного строительства.
Список литературы
1.Лебедев М.О., Романевич К.В. Определение напряженного состояния обделки при реконструкции транспортных тоннелей // Геотехника. 2019. Т. 11. №. 4. С. 42-55.
2. Фомченкова Д.И. Строительство станций метрополитена колонного типа глубокого заложения в условиях стесненной городской среды // Актуальные исследования. 2022. С. 43.
3. Особенности проектирования, строительства и эксплуатации тоннелей метрополитена и притоннельных сооружений в условиях плотной городской застройки / И.Я. Харченко, Е.А. Пестрякова, А.А. Пискунов и др.// Транспортные сооружения. 2019. Т. 6. №. 3. С. 31.
4. Матюхова О.С., Манько А.В. Методика применения одномерных и двумерных элементов при математическом моделировании обделки тоннеля метрополитена // Инженерный вестник Дона. 2022. №. 7. С. 440-450.
5. A creep model for frozen sand of Qinghai-Tibet based on Nishihara model / Z.Y. Zhu, F. Luo, Y.Z. Zhang et al. // Cold Regions Science and Technology. 2019. Vol. 167. P. 102843.
6. Zhou J., Zhao W., Tang Y. Practical prediction method on frost heave of soft clay in artificial ground freezing with field experiment // Tunnelling and Underground Space Technology. 2021. Vol. 107. 103647.
7. Козлов В.В., Агафонов В.В. Обоснование метода математического моделирования для расчета напряженно-деформированного состояния массива горных пород // Уголь. 2017. № 3. С. 70-71. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/032017pdf (дата обращения: 15.07.2023).
Для цитирования
Цюпа Д.А. Методические и методологические составляющие процедуры прогнозной оценки деформаций и смещений в области взаимосвязанного влияния ведения подземных горных работ // Уголь. 2023. № 8. С. 96-100. DOI: 10.18796/0041-5790-2023-8-96-100.
Информация о статье
Поступила в редакцию:01.07.2023
Одобрена рецензентами: 14.07.2023
Принята к публикации: 26.07.2023