ОТКРЫТЫЕ РАБОТЫ
Оригинальная статья
УДК 656.13:622.684 © У.Ф. Насиров, Ш.Ш. Заиров, Ш.В. Каримов, 2023
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Уголь № 12-2023 /1174/
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-12-67-72
Название
Исследование и оценка технологического автотранспорта для эффективной транспортировки горной массы в глубоких карьерах
Авторы
Насиров У.Ф., доктор техн. наук, профессор, заместитель директора по научной работе и инновациям
Алмалыкского филиала НИТУ МИСИС, 110100, г. Алмалык, Республика Узбекистан, e-mail: unasirov@yandex.ru
Заиров Ш.Ш., доктор техн. наук, профессор кафедры «Горное дело», Начальник сектора научных исследований, инноваций и подготовки научно-педагогических кадров Алмалыкского филиала НИТУ МИСИС, 110100, г. Алмалык, Республика Узбекистан, e-mail: sher-z@mail.ru
Каримов Ш.В., PhD, доктор философии по техническим наукам, и.о. доцента кафедры «Горное дело»
Алмалыкского филиала НИТУ МИСИС 110100, г. Алмалык, Республика Узбекистан, e-mail: karimov20-13@mail.ru
Аннотация
На открытых горных разработках применяются автомобили различных типов: автосамосвалы, тягачи с полуприцепами и прицепами, на некоторых карьерах – троллейвозы и дизель-троллейвозы. Наибольшее распространение получили автосамосвалы, имеющие заднюю разгрузку кузова. Полуприцепы и прицепы, работающие с тягачами, кроме задней разгрузки имеют боковую и донную. Полуприцепы в глубоких карьерах встречаются редко, так как по тяговым возможностям они непригодны для работы на крутых уклонах, кроме того, маневрирование в ограниченном рабочем пространстве крайне затруднительно. Донная разгрузка применяется в основном на автосамосвалах, предназначенных для транспортирования угля (углевозах). Поэтому для глубоких карьеров наиболее перспективны автосамосвалы с задней разгрузкой, отличающиеся необходимыми тяговыми, скоростными и маневровыми качествами. В мире на сегодняшний день известно более 10 видов большегрузных карьерных автосамосвалов, используемых на объектах горных работ. Это один из основных видов карьерного транспорта. Главными недостатками таких машин являются: осложнение необходимости добычи дополнительных объемов вскрыши для размещения транспортных коммуникаций со значительными параметрами; большой расход дизельного топлива. В связи с этим необходим изучение современных видов технологического автотранспорта, исследование и управление их экономически целесообразными эксплуатационными показателями при работе в сложных условиях глубокого карьера, а также обоснование технико-эксплуатационных параметров технологического автотранспорта.
Ключевые слова
Транспортировка, горная масса, автосамосвал, технологический автотранспорт, карьер, эксплуатационные показатели, транспортные коммуникации, трансмиссия.
Список литературы
1. Кузнецов Д.В., Одаев Д.Г., Линьков Я.Е. Особенности выбора технологического автотранспорта для разработки глубоких карьеров севера // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. № 5 С. 54-65.
2. Zairov Sh.Sh., Ravshanova M.B., Karimov Sh.V. Scientific and technical fundamentals for explosive destruction of the mass composed of rocks with different hardness // Mining of mineral deposits. 2017. Vol. 11. P. 46-51.
3. Zairov Sh.Sh.. Ravshanova M.B., Karimov Sh.V. Intensification of technological processes in drilling and blasting operations during open-cut mining in Kyzylkum region // Mining of mineral deposits. 2017. Vol. 11. P. 54-60.
4. Галкин В.И., Шешко Е.Е. Проблемы совершенствования транспортных систем в горной промышленности России // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. Отдельный выпуск 1. С. 485-507.
5. Совмен В.К., Черемисин В.В., Поляков А.В. Современное состояние и перспективы развития горнотранспортного комплекса Олимпиадинского ГОКа // Записки Горного института. 2008. Т. 177. С. 32-35.
6. Козярук А.Е., Камышьян А.М. Повышение энергетической эффективности электромеханической трансмиссии карьерного автосамосвала // Записки Горного института. 2019. Т. 239. С. 576-582.
7. Козярук А.Е. Энергоэффективные электромеханические комплексы горнодобывающих и транспортных машин // Записки Горного института. 2016. Т. 218. С. 261-269.
8. Вуейкова О.Н. Современное состояние карьерного автотранспорта на АО «ССГПО» / Роль стратегии индустриального развития Республики Казахстан в условиях глобализации: проблемы и перспективы: сборник докладов международной научно-практической конференции. Рудный, 2009. Т. 1. С. 23-28.
9. Кривда В.В. Обоснование рациональных параметров систем разработки глубоких железорудных карьеров при применении автосамосвалов усовершенствованной конструкции: дис…канд. техн. наук. Днепропетровск, 2015. 201 с.
10. Смирнов В.П., Лель Ю.И. Теория карьерного большегрузного транспорта. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 355 с.
11. Кулешов А.А. Проектирование и эксплуатирование карьерного автотранспорта. Справочник, часть II. Санкт-Петербург, 1995. 230 с.
12. Захаров А.Ю. Основы расчеты карьерного транспорта. Кемерово: КузГТУ, 2012. 110 с.
Для цитирования
Насиров У.Ф., Заиров Ш.Ш., Каримов Ш.В. Исследование и оценка технологического автотранспорта для эффективной транспортировки горной массы в глубоких карьерах // Уголь. 2023. № 12. С. 67-72. DOI: 10.18796/0041-5790- 2023-12-67-72.
Информация о статье
Поступила в редакцию: 18.09.2023
Одобрена рецензентами: 10.11.2023
Принята к публикации: 27.11.2023